великого сына азербайджанского народа Низами Гянджави составляют самые яркие страницы золотого фонда мировой литературы и занимают почетное место в ряду нерукотворных памятников, созданных великими представителями человечества. История не творит беспрерывно. В ней великие и незабываемые многовения редки. Обычно "из миллионов людей, состовляющих народ родится только один гений, из миллионов... прошедших часов только становится подлинно историческим звездным часом. Зато, если в искусстве явится гений, он останется жит в веках,если пробил звездный час, он предопределяетгрядущие годы и столетия". Низами - один из самых ярких звёздных часов не только азербайджанского народа, но и всего человечества. Он - редчайший феномен, в котором сосредоточились все лучшие генетические качества - талант, ум, совесть, честь, прозорливость и ясновидение, искони присущие нашему народу.
Народы Ближнего и Среднего Востока еще при жизни Низами осознали глобальное, общечеловеческое значение его творчества, ибо оно изменило направление художественного мышления и создало подлинную художественную литературу. Низами стал неотъемлемой частью духовной частью не только Азербайджана, но и всей Средней и Передней Азии. Закавказья, Индийского субъконтинента, Ирана, а ныне народов всего мира.
Одна из особенностей общечеловеческого значения творений великих художников заключается в том, что олни жизненны, ибо их смысл, красота, величие, заложенное в них страстное желание сделать людей счатсливыми , раскрываются по мере развития общечеловеческой культуры, повышения уровня цивилизации в мировом масштабе, ибо с диалектическим развитием человеческий внутренний взор становиться, зорче, яснее и ярчевидятся неисчислимые грани подобных нерукотворных памятников.Творчество Низами- тому очевидное подтверждение. Если до XVII в. его поэзия была объектом восхищения, подражания и многочисленных исследований для народов Ближнего и Среднего Востока, то, начиная с указанного периода, она постепено становится достоянием народов Европы, Америки, Азии и Африки. Его роль в развитии человеческой цивилизации можно сравнить лишь с миссиями таких гигантов человеческого духа как Аристотель, Авиценна, Данте, Шекспир, Пушкин, которые стали кактализаторами художественного и филосовского мышления всех времен. Низами - один из родоначальников великих и филосовских ученых, таких, как гуманизм, идеология рескрепощения человеческой личности, автономности его чувств, помыслов, независимости его воли провидения и предначертания сверхъестественных сил... Он впервые в истории человечества обожествил прекрасный мир чистых и возвышенных порывов человеческой души, создал стройную теорию благородной любви, которая в последствии трансформировалась в европейсой литературе XIX в. в учение разумного эгоизма. Наконец- он основоположник художественного учения об утопическом обществе- такого, где нет ни классов, ни классовых раздоров, где господствует всеобщее равенство, счастье и братство, где люди не умирают от болезней, а состарившись, завершают свой жизненный путь. Творчество Низами предопределило характер дальнейшего развития литературы не только Азербайджана, но и многих народов Ближнего и Среднего Востока, писавших на тюркском, персидском, урду, кюрдском, таджикском и др. языках. Об этом ясно свидетельствует тот факт, что на протяженни восьми столетий творения Низами воспринимались поэтами, писателями, художниками и мыслителями как произведения современные, как живые соучастники художественного творчества разных эпох. Каждая поэма Низами - целый мир в движении. Это мир не подвержен закону тления и старения, молодеет и пышнее расцветает из века в век. По мере развития общечеловеческой культуры расширяется и сфера влияния Низами, увеличивается круг его читателей, из года в год умножается число мастеров изящной словестности, живописи, музыки, обращающихся к творчеству Низами, черпающих из бездонной сокровищницы его духовного и поэтического наследия.
В чем же секрет вечной молодоститворения Низами, давно уже ставших фактом литературной жизни Франции, Германии, Англии, Америки , Японии, и многих других стран? В том, что великий художник слова и мыслитель, своей волшебной кистью отобразил такие нетленные человеческие меяты и чаяния, такие непреходящие чувства и движения души, которые извечны и будут живы, пока живет человечество. Эти чувства , чаяния также изначальны, как миллиарды звезд. Несмотря на то, что все последующие поколения прекрасно осознавали величие Низами, его роль в этическом, эстетическом и художественном формировании личности, что созданные им бессмертные образы Лейли и Меджнуна, Фархада и Ширин, Бахрам-Гура и его семи красавиц составляли неотъемлемую часть их духовного бытия - старая наука для восстановления творческой и личной биографии поэта сдалала мало. Нет полных сведений о жизни поэта, скудны документальные факты его биографии. После Низами прошло около восьми веков, веков многочисленных войн, разрушений, под обломками которых были погреблены бесценные сокровища труда, ума, таланта и гения народов. Достаточно вспомнить, что всего через несколько лет после смерти поэта по всему Ближнему и Среднему Востоку прошел всепожирающий ураган монгольскогонашествия, который превратил цветущие города и села в руины.
Дикие завоеватели, предав огню и мечу великую культуру. Которая создавалась совместным трудом многихнародов на протяжении многих столетий, прервали нормальный ход истории народов на длительное время. В огне пожарищ и под развалинами погибли сотни тысяч бесценных рукописных книг, вместивших в себя бесценный опыт жизни и мысли наших предков, из воззрения и взгляды на настоящее и будущее , их мечты, идеалы, жизнеописания великих людей и исторические хроники.
Низами устоял в этом разрушительном натиске времени. Его главные творения дошли до нас, хотя и понесли весьма ощутимый урон.Все сохранившиеся рукописи произведений поэта, являющиеся осоновными источниками сведений о нем, переписаны уже после монгольского нашествия, в XIV веке, то есть спустя почти двести лет после их создания.
За это время его творения одвергались осоновательной переработке переписчиков, многочисленным изменениям и переделкам. Почти все даты и большинство биографических данных о нем были искажены. Многие замечательные лирические стихотворения просто не дошли до нас.
Еще хуже обстоит дело с произведениями современников Низами - поэтов ,писателей, историков и географов. Из сочинений мастеров художественного слова, ученых, живших и творивших в одно время с великим поэтом, уцелели, в лучшем случае, лишь отдельные отрывки. А сохранись они полностью - и перед нами вся культурная атмосфера эпохи Низами. На основании свидетельств поэта и его совеременников жизнь Низами вырисовывается перед нами в следующем виде.
Низами жил и творил в XII веке, необычайно обильном событиями, сыгравшем важную роль в истории азербайджанского народа, унаследовавшего богатую культуру античного мира и мусульманского Востока. В состав Арабского халифата в то время входили многочисленные народы Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки, и все они в той или иной мере сыграли свою роль в создании богатейшей синкретической мусульманской культуры, развитии науки и искусства. Это была эпоха , когда Азербайджан играл роль одного из важнейших культурных экономических центров Востока. Как известно, Сельджукская империя была создана в середине XI века огузско-тюркскими племенами, сыгравшими значительную роль в формировании этнического состава азербайджанского народа.В дальнейшем эта империя распалась на многочисленные самостоятельные государства, постоянно враждовавшие между собой. Эти государственные образования управлялись атабеками - "отцами-воспитателями", опекунами сельджукских султанов. В середине XII в. один из азербайджанских атабеков, выдающийся государственный деятель и полководец Шамс ад-Дин Ил-дениз объеденил под своей властью все эти разрожненные княжества и создал мощное государственное образование с центром в Азерюайджане. Города Гянджа и Нахичивань стали в то время не столько столицами атабеков Азербайджана, но и крупнейшими культурными и торговыми центрами Ближнего и Среднего Востока.
В период расцвета государства атабеков в Азербайджане широкое развитие получили экономические связи с Россией, Витзантией, Китаем, Индией, Африкой, арабским Востоком.Со всех концов мусульманского мира знаменитые поэты и писатели, ученые, зодчие, художники начали стекаться в Азербайджан, где процветали науки, искусство, поэзия.Несмотря на стихийное бедствие- землетрясение, которое незадолго до рождения Низами, в сентябре 1139г.,почти полностью разрушило Гянджу и унесло около трехсот тысяч жизней, город был быстро воостановлен и превратился в один из процветающих экономических и культурных центров.Третьим по величине после Гнджи и Нахичивана центром этого региона стал Ширван, которым управляли ширваншахи. Государство Ширваншахов хотя номанильно и входило в состав государства атабеков, но фактически вело самостоятельную политику и поддерживало тесные экономические и дипломатические связи с Грузией.Так, дочь знаменитого грузинского царя Давида Строителя (ум. в 1125) Тамара была женою ширваншаха Минучирха III (1106-1160) и матерью знаменитого ширваншаха Ахсатана I (1160-1196), по просьбе которого Низами написал одну из своих лучших поэм "Лейли и Меджнун".
Благодаря искустной вневшей политике и возросшему могуществу атабеков со второй половины и до конца XII века в Азербайджане царил относительный мир, наступило долгожданное затишье, когда народ мог заниматься созидательным трудом.
В этот период в стране, кроме широко известных городов-Гянджи , Ардебиля, Ширвана (Шемахи), Тебриза, Байлакана, Барды, Баку, Шамхора, в которых жили сотни тысяч жителей, существовали десятки других городов с населением от 30 до 100-600 тысяч человек. Рост городов повлек за собой переход в оседлой жизни огромной массы кочевников, бурное развитие ремесел и начавшее расслоение городсткого населения.
В городая быстро развивались текстильное и металлообрабатывающее, гончарное и другие ремесла, находившиеся на высоком для того времени уровне, которого Европа сумела достич лишь вначале XVI в.Ремесленники в городах объединялись в цеха, среди них постепено происходила имущественна дифференциация. Владельцы мастерских, мастера и подмастерья стояли уже на разных ступенях общественной лестницы.
Особо привилегированный слой городского населения Азербайджана в этот период составляло купечество, в руках которого сосредоточились огромные богатства. Азербайджанские купцы вели обширную тогровлю со многими странами Востока и Запада.
Отмечается и подъем сельского хозяйства. Страна, основу земледелия которой состовляло искусственное рошение, былапокрыта сетью наземных и подземных каналов; ежегодно возводились новые дамбы, рылись тысячи кяризов и колодцев; сооружались подзмные галереи большой протяженности. Росла и сама культура земледелия, что способствовало ежегодному приросту сельскохозяйственной продукции.
Другим важным событием описываемого периода, которое на наш взгляд, во многом предопределило дальнейший ход развития истории, были крестовые походы, столкнувшие два почти изолированных до этого друг от друга мира -Европу, только начинавшую вступать на путь культурного развития, Азию, многие народы которой, обладая уже тысячелетним историческом опытом , достигли тому временивыдающихся успехов на поприще науки и культуры.
Бурный культурный и экономический подъём в домонгольский период обусловили и изменения в эстетических вкусах и духоных потребностях людей. в эту эпоху юыли созданы все предпосылки, которые впоследствии породили эпоху Возрождения (Ренесанса) в Европе. Ренесанс означал освобождение личности, ее внутреннего мира, помыслов о гнета религиозных предрассудков, признание ее независимости от господства сверхъестественных сил. В искусстве и поэзии это нашло выражение в обращении к внутреннему миру отдельного человека, личности.
Низами одним из превых осознал эту истину. Обладая гениальным даром предвидения, он понял, что требования и вкусы века изменились. Теперь чтобы идти в ногу со временем, удовлетворить запросы читателей, нужныбыли "слова о страсти".
Поэт поставил перед собой задачу: сделать героем своих произведений личность, раскрыть внутренний мир человека во всей его сложности, передать столкновение велений разума человека и влечений его души. Говоря словами самого Низами, "страсть замесить со сладостной приправойдля всех отравленых любовною отравой". И это ему блестяще удалось.Он "с такой ясностью явил страсть, что все пристрастившие к ней припали к стихам его".В произведениях Низами уже не события а судьба властвует над человеком, подавлют его, а делания человека способные изменить и повлиять на ход событий.
Творчество Низами знаменовало собой коренное обновление тематики поэзии последующих веков. Раскрепощение личности, особождение ее воли от диктата провидения, фаталистических предрасудков, стройная теория гуманизма - все это неотъемлемые черты бесмертной поэзии Низами.
Крупнейшие поэты Средней Азии и Ирана в эпоху Низами группировались в основном при дворе атабеков.Такие выдающиеся азербайджанские поэты, как Абу-л-Ала Гянджеви, Хагани, Фалаки,Иззаддин Ширвани составляли ширванскую придворную поэтическую плеяду.В Гяндже при дворе атабеков жили творили крупнейшие азербайджанские мастера художественного слова Муджираддин Байлакани, ал-Устад Абу-Бакр ибн Хосров, Захираддин Шамкури, а также знаменитые поэты из Средней Азии и Ирана - Асираддин Ахсикати, Захираддин Фарйабани и др.
Ширванская плеяда поэтов во главе с Хагани и знаменитые гянджинское поэты создали новую школу, ознаменовавшую возникновение так называемого "азербайджанского стиля" в персоязычной литературе. Находясь в таком окружении, нелегко было отойти от канонов, узаконенных властью традиций и практикой поэзии того времени. Это требовало от поэта немало смелости и, конечно, могучего таланта.
Низами обладал этими качествами. Он был истинным поэтом, творцом нового и глашатаем непреходящих общечеловеческих идей,сознававшим всю ответственность своей миссии. поэт в онимании Низами- это пророк, учитель народа, его поэтическое слово должно служить утверждению истины, справедливости, быть источником красоты и мудростию Поэтому Низами категорически отказался от служения царям и сильным мира сего. И в поэме "Лейли и Меджнун" в специальной главе "Отказ от слежния царям" поэт во весь голос заявил:
О жалованье царском позабудь,
Бродягою - слугой - царя - не будь.
С царем общенье бедами богато,
Он, как огонь, а ты - сухая вата!
Он полон света, но , чтобы не сжег,
От этого огня ты будь далек!
(Перевод стих. П.Антольского)

Низами Гянджеви

Гениальные творения

 


Гостевая книга

Если хотите то оставьте свое мнение обо всем в Гостевухе.


Фотоальбом

Собранные фотки на этом альбоме часть моей жизни.


Fariz Huseynov © 2004 All Rights Reserved.
Designed by Fariz Huseynov
Используются технологии uCoz